|

Древняя архитектура Красного Лимана: Петро-Павловский храм

Древняя архитектура Красного Лимана: Петро-Павловский храм

Один из старейших храмов Горловской епархии был построен в 1848 году. Ранее — с 1700 года — здесь находился старый храм в честь святых апостолов Петра и Павла, на месте которого после строительства новой церкви была воздвигнута часовня.

В 1848 г. в 800 метрах от старого храма построили новый, а прежний из-за обветшалости разобрали. А на месте старой церкви наши предки соорудили часовню, потому что по поверью, Ангел охраняет бывший храм до Второго пришествия. Останки захороненного в старой церкви священника богобоязненные поселяне отвезли на приходское кладбище, чтобы со временем люди по незнанию не попирали ногами могилу.

Руководил строительными работами протоиерей Иосиф Ковалёв. Старожилы говорили, что это была церковь-сруб — высокая, просторная, сделанная из дуба. Она была выстроена в обычном для сельской местности стиле.

Стены были очень ровные, потому что наши предки-строители тесали и подгоняли доски плотно. С годами дерево потеряло свою привлекательность, и от перепада температур в стенах появились щели, а столбы-опоры стали похожими на спирали. Тогда плотники набили дранку и заштукатурили их известковым раствором.

Изображение

Звон колоколов был слышен на всю слободу. По воскресеньям и церковным праздникам они звали прихожан на торжественные службы. В будний день звон колокола мог собирать поселян на сход. Самым знаменитым звонарём был Григорий Попов.

Изображение

Храм пережил две мировых войны, тяжелые годы гонений на Церковь от советской власти. В 1937 году храм и часовня, находящаяся рядом с ним, были закрыты. Священник храма иеромонах Иустин был сослан на каторгу.

По указу безбожных властей его здание переоборудовали под клуб. Были разрушены купол и колокольня, сняты колокола, которые затем были отправлены на переплавку для нужд железной дороги. Чтобы ничто не напоминало о церкви, окна храма заложили кирпичом, а в стене прорубили окно для кассы клуба.

Краевед Людмила Клименко:

«После закрытия Святогорского монастыря много монахов пришло в Лиман. Некоторые из них служили в нашем приходе. Одним из них был иеромонах Иустин (Иван Дмитриевич Кравченко). За алтарём возле церкви есть две могилы священников: Николая Яновского и Ивана Ткаченко. О. Николай Яновский служил с 1905 по 1912 гг., а вот об о. Иоанне сведений нет.

Весной 1937 г. настал тот страшный день, когда перед храмом забегали активисты. Руководил этой вакханалией уполномоченный райкома партии Тимофей Войтенко. Майдан перед храмом стал местом рыданий и сопротивления людей богоборцам. Но активисты с ненавистью вязали толстые верёвки к колоколам.

Верующие взывали уполномоченных к разуму. Тимофей матерился и огрызался. Началась потасовка. Вдруг люди услышали выстрелы. Это милиция усмиряла непокорных лиманцев. Толпа ринулась по улице, началась паника. Из-за визга детей и криков женщин, стрельбы казалось, что над Лиманом вершился Страшный суд. А в это время сбросили колокол. При его падении звук был такой, что селяне услышали его даже в поле. Из церкви выносили иконы, книги и бросали в костёр. Наши бабушки, как могли, спасали реликвии. Ужасная картина.

Замолчал храм для верующих. Вскоре власть открыла в здании храма клуб, в котором демонстрировали фильмы, проводили концерты; здесь даже проходили заседания суда. Татьяна Севастьяновна Горюшко (1914 г. р.) вспоминала о тех событиях: «Ворота церкви были красивые, в форме арки.

За храмом находились могилы священников, за которыми ухаживали прихожане. Так какие-то негодяи разрыли их в поисках золота. От такого осквернения и Небо, наверное, плакало. А какой хор у нас был! 35 мужчин и женщин прославляли Господа своим пением. За Бога в то время говорить нельзя было, а ругаться матом можно. Если коммунист крестил ребёнка, его выгоняли из партии. Одним словом — нелюди, с пеленой на глазах и слепые всю жизнь».

Ещё есть свидетели, которые помнят, как перед закрытием Петропавловского храма комсомольцы проявили особое усердие в изгнании иеромонаха Иустина и разгоне церковного совета. Старостами в церкви тогда были Евдоким Полупан и Филипп Парфёнов.

Известно, что о. Иустин отбывал общественное наказание, которое вынес ему лиманский суд как служителю культа. Пожилой батюшка сажал молодые деревья в парке (где находится памятник космонавту Леониду Кизиму) и ведром носил воду для полива, а за работой «нарушителя» законов государства следил милиционер. Есть много свидетельств и документов о репрессиях в отношении верующих лиманцев, но люди, вопреки духу времени, хранили веру и совершали таинства на дому» (там же).

Изображение

Во время оккупации города фашисты устроили в храме конюшню. Церковь была вновь открыта в 1943 году, вскоре после освобождения города, однако восстановить храм не удавалось вплоть до конца советской эпохи. Долгое врем иконостасом храма служил кусок ткани. В 1958 году был установлен семиярусный иконостас, который расписали художники из Горловки и Никитовки. Это вызвало сильное недовольство властей, запрещавших восстанавливать храмы.

Изображение
Изображение

Краевед Людмила Клименко:

«Удалось собрать информацию о служащих батюшках о. Матвее Жеглове (1945–1950 гг.), Георгии Роменском (1949–1955 гг.), Михаиле Македонском (1949–1962 гг.), Иоанне Щербакове (1958–1962 гг.), Павле Ковалевском (1970–1976 гг.), Николае Ромере (1975 г.). Все они прошли через допросы, тюрьмы и этапы советских концлагерей. А о. Иоанн Щербаков воевал на фронте в годы Великой Отечественной войны.

В 1977 г. в храм пришёл молодой монах Алипий (будущий схиархиепископ Алипий (Погребняк)). Энергичный настоятель взялся за ремонт храма. Сначала о. Алипий нанял рабочих, которые убрали побелку с наружных стен, проолифили их и подготовили под покраску.

Затем решили заменить крышу. Но когда староста церкви приехал выписывать шифер на завод, бухгалтер отказалась отпускать товар. Пришлось выписывать документы на посторонних лиманцев.

Договорились с водителем машины, погрузили шифер, но когда шофер узнал, куда нужно ехать, отказался везти груз. Шифер пришлось разгружать за 100 метров от места назначения. Мария Фёдоровна и Степан Фомич Коваленко вместе с о. Алипием перенесли шифер во двор храма. В таких условиях приходилось восстанавливать церковь.

Лишь в начале 1990-х годов благодаря стараниям прихожан храма и священника — протоиерея Владимира Фоменко — были восстановлены центральный купол и колокольня церкви.

В 1993 году было начато строительство храма-крестильни. Он задумывался как продолжение храмового комплекса Петропавловского храма. Неслучайно храм-крестильня был освящен в честь святого равноапостольного князя Владимира — крестителя Руси. Подобно тому, как сотни лет назад Киевская Русь его трудами была просвещена светом Христовым, так и сейчас его молитвами приходит ко крещению наш народ.

Чин освящения храма-крестильни 29 мая 2008 года совершили митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион и епископ Горловский и Славянский Митрофан в сослужении духовенства Горловской и Донецкой епархий.

В 1998 году, когда отмечалось 150-летие Петропавловской церкви, она впервые была расписана. Храм получил статус собора. В 2008 году была проведена вторая реставрация соборного храма.

В 2012 году в соборе установлен дубовый иконостас, храм украшен художественной ковкой. Установлены деревянные резные двери — точная копия ворот древней церкви апостолов Петра и Павла в Карловых Варах. К храму вели новые ступени, была облагорожена прилегающая территория.

На месте разрушенной безбожными властями часовни, обозначавшей место прежнего храма 1700 года постройки, установили дарохранительницу на пяти столбах — копию той, которая находится на престоле в Николаевском архиерейском соборе Горловки. На территории храма есть скважина, над ней установлены купол и крест.

Изображение
Изображение

8 сентября 2020 года старинный деревянный храм полностью сгорел. Причина пожара до сих пор остаётся неизвестной. Богослужения начали проводить в Владимирском храме-крестильне, расположенном рядом.

Изображение
Изображение
Изображение
Изображение

В мае 2022 года в храм-крестильню, где собирались на богослужения горожане, было прямое попадание снаряда. Сгорело помещение просфорни. В ходе боевых действий в городе храм обстреливался неоднократно.

Изображение
Изображение
Изображение
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Посещая этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.