Краснолиманский краеведческий музей: История и Наследие
Краснолиманский краеведческий музей был основан в 1995 году. Основой послужили материалы из народного музея, который создал в 1960-х гг. известный краевед Яков Яковлевич Кириченко, который и был его хранителем. Этот музей находился во Дворце культуры им. Артема.
В шести залах были представлены разделы экспозиций:
- визитная карточка Красного Лимана;
- известные люди Краснолиманщины;
- природные особенности края;
- древняя история (археология);
- история развития общества – этнография (сер. XIX – сер. ХХ в.);
- железная дорога – наша гордость;
- наши земляки – участники и герои Второй мировой войны».
Дополнял экспозицию музея выставочный зал.
В первом зале, который служит своеобразной визитной карточкой города и района, находился большой баннер со фотографиями знаковых мест (природы, памятников, зданий) и несколько стендов с фотографиями наших земляков, достигших больших успехов в различных отраслях (железнодорожники, врачи, просветители, рабочие сельского хозяйства, деятели культуры и спорта) — все они своими достижениями прославили наш край.
Особой гордостью являлись материалы и вещи, рассказывающие о жизни и деятельности самого известного нашего земляка – космонавта Леонида Кизима. Ему в городе был установлен бронзовый памятник-бюст и названа улица его именем. (В 2023 году памятник был уничтожен украинскими нацистами.)
В зале, посвященном чудесной природе Краснолиманщины, рассказывали о реке Северский Донец и об уникальных лесах, которые являются своеобразными легкими всего Донбасса.
Посетители музея могли увидеть образцы деревьев, растений и почвы нашего края, чучела зверей и птиц. Было также уникальное страусиное яйцо с фермы возле Ямполя.
Древняя история края, представленная археологическим материалом и вспомогательным – фотографиями и рисунками. На Краснолиманщине, особенно в 60-х – 80-х гг. прошлого столетия, донецкими и бахмутскими (артемовскими) археологами неоднократно проводились раскопки, и частью найденных материалов они поделились с музеем. Позже, в 1990-х гг. были оборудованы стенды и витрины, которые со временем пополнялись.
Привлекала внимание витрина с остатками древних животных, которые были найдены в песчаных отложениях Северского Донца, в частности зуб мамонта, и часть черепа носорога. Эти и другие животные существовали во время древнего каменного века (200-30 тыс. лет назад), а их останки были найдены во время строительства канала «Донец-Донбасс».
Не меньший интерес у посетителей музея вызывали кремневые изделия древних эпох:
- раннего палеолита (600-150 тыс. г. до н. э.);
- мустьерского времени среднего палеолита (150-35 тыс. г. до н. э.);
- верхнепалеолитического времени (40-8 тыс. г. до н. э.);
- мезолитического времени (8-6 тыс. г. до н. э.);
- неолитического времени (V III тыс. до н. э.).
А также фрагменты керамической посуды людей более поздних культур:
- ямной культуры (III тыс. до н. э.);
- срубной культуры (XVII-XII вв. до н. э.);
- многоваликовой культуры (XVII-XVI вв. до н. э.);
- бондарихинской культуры (XI-VII вв. до н. э.);
- салтовской культуры (VII-XI вв. н. э. ), которая представлена, например, горлышком от амфоры.
Отдельный зал был посвящен железной дороге, потому что большинство населения города связано с ней.
Станция Красный Лиман являлась крупным железнодорожным узлом, воротами Донбасса, а появилась в 1911 г. благодаря известному железнодорожнику, предпринимателю и меценату Леониду Фердинандовичу Шухтану. Он непосредственно занимался строительством будущих «ворот Донбасса». После его смерти в 1916 г. станция получила его имя – Шухтаново, а после прихода к власти большевиков, стала Лиманом (1917-1925 гг.).
Наш железнодорожный узел имеет большую историю. Здесь, например, в 1932 г. впервые в стране испытали грузовой паровоз ФД, который стал основным локомотивом на железной дороге; в 1934 г. была построена и заработала первая в стране механизированная сортировочная горка, а в 1961 г. на станции ушел в рейс первый электровоз ВЛ-8, пришедший на смену паровозам. За правым крылом его был известный в городе машинист г. Шумилов, Герой Социалистического Труда.
Привлекали внимание личные вещи краснолиманских железнодорожников: служебное платье и документы женщины-машиниста паровоза г. Тараненко, участницы Второй мировой войны, кавалера боевых и трудовых наград, единственной женщины-машиниста Краснолиманского отделения железной дороги; служебный китель начальника Краснолиманского Железнодорожного отделения К. А. Гасиева (1967-1990), который немало сделал для железной дороги и городов, и в его честь названа одна из улиц.
В музее была собрана неплохая коллекция старинных железнодорожных фонарей, экспонируются оригинальные документы и фотографии и обширный макет паровоза 1920-х гг.
Людей, заинтересованных этнографией, древним бытом людей нашего края, привлекал зал, экспонаты которого рассказывали о жизни и быте наших дедов и прадедов на протяжении почти столетия (сер. XIX –сер. ХХ в.). Здесь был макет печи, в которой готовили еду, разнообразная посуда, одежда, полотенца, различные орудия для труда: столярный инструмент, ткацкое оборудование, сельхозинвентарь, музыкальные инструменты и др.
В Зале Воинской славы были собраны материалы, касающиеся наших земляков, участвовавших во Второй мировой войне. Экспонировались образцы немецкого и советского оружия и снаряжения тех времен; интересные документы и фотографии участников Парада Победы 24 июня 1945 г. в Москве; портреты и документы Героев Советского Союза и полных кавалеров ордена Славы — единственного ордена, которым награждались исключительно солдаты и сержанты (в авиации также и младшие лейтенанты), из-за чего, а также сходство с Георгиевским крестом, его называли » солдатский Георгий»; личные вещи известных земляков (китель генерала армии Ивановского Е. Ф. и папаха генерал-майора авиации Фесенко М. И.); макет партизанской землянки, который вызывал восхищение малышей и помогал им представить, в каких условиях жили народные мстители. Партизанам, а в нашем крае действовало пять партизанских отрядов, действия которых наносили врагу значительные потери, посвящались несколько витрин и стендов.
В 2022 году музей и все его экспонаты были уничтожены огнём вследствие артиллерийского обстрела украинскими националистическими формированиями.